26 мая состоялся вебинар RosUpack «Рынок полимерной упаковки в коронакризис. Состояние. Тренды и прогнозы развития»

26 мая состоялся вебинар RosUpack «Рынок полимерной упаковки в коронакризис. Состояние. Тренды и прогнозы развития»


Мероприятие стало третьим из цикла бесплатных вебинаров RosUpack «Коронакризис: упаковка в новой реальности»

Спикерами вебинара стали:

Вера Бокарева, бизнес-тренер, консультант, д.с.н., независимый эксперт-обозреватель рынка упаковки;
Лучеса Набатова, генеральный директор АО «Георг Полимер»;
Екатерина Лучкина, исполнительный директор НП СРО «Национальный Союз мясопереработчиков»;
Ирина Кирш, директор ЦКП «Перспективные упаковочные решения и технологии рециклинга», МГУПП;
Наталья Беляева, заместитель председателя Комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России», руководитель юридической компании «Дельфи»;
Петр Базунов, генеральный директор НО «Союз переработчиков пластмасс»
Модератором вебинара выступил Анатолий Клюшов, руководитель деловой программы RosUpack, крупнейшей в России выставки упаковочной индустрии. Соведущим стал Александр Бойко, генеральный директор Национальной конфедерации упаковщиков («НКПак»).

В приветственной речи Александр Бойко подчеркнул, что одной из главных задач «НКПак» в настоящий момент является анализ текущей ситуации. Он рассказал, что в кризисы (впервые это случилось в 2008 году) полимерная упаковка уверено опережает картонную, как более дешевая. А сейчас, когда на первое место выходит безопасность, покупатели точно будут отдавать ей предпочтение. Александр Бойко: «Кризис показал истинную ценность упаковочной отрасли и упаковки. Упаковка должна войти в ряд товаров первой необходимости».

«Тренды мирового рынка полимерной упаковки 2020. Какие коррективы внес COVID» — тема выступления первого спикера вебинара Веры Бокаревой. Спикер обратила внимание, что в нынешней ситуации ушел негатив к полимерной упаковке. Общее мнение, что упаковка должна быть перерабатываемая, сохраняется, однако использование одноразовой упаковки, в частности полимерных пакетов, сейчас необходимо для соблюдения требований безопасности. Прогноз спикера - полимерная упаковка будет прирастать примерно на пять процентов в ближайшие годы, хотя докризисные цифры были меньше. «Это связано с тем, что растет спрос на повседневные товары, больше фасуется фармацевтика, очень активно развивается интернет-торговля».

Нельзя сказать, что пандемия кардинально перекроила рынок. В целом компании выдерживают линию вторичной переработки, защиту экологии, сбережение ресурсов. Будут появляться альтернативы: не только многоразовые сумки, будет ответ ответный шаг и от производителей бумаги, картона и биопластика.

Лучеса Борисовна Набатова была единственным спикером, представляющим предприятие, выпускающее упаковку. Тема ее выступления — «Упаковочное предприятие и рыночные тренды в эпоху COVID-19». Главный тренд – безопасность потребления. «Сегодня в работе по спасению и обеспечению жизни упаковка из полимеров играет главную роль, — считает спикер. — Именно ее можно продезинфицировать, как это рекомендует делать Роспотребнадзор». Еще две тенденции — доверие к бренду (мы выбираем знакомые марки, заказывая в онлайне) и моментальная прямая коммуникация, публичная и доступная. «Упрощенная обратная связь повышает требования к качеству», — сказала в своем выступлении руководитель АО «Георг Полимер».

Будет побеждать технологичность. Согласно статистике 85 % ритейлеров планируют увеличить вложения в онлайн-торговлю, несмотря на всеобщее ожидание падения потребительского спроса. При этом очень высокий уровень таргетирования в онлайне сделает упаковку более простой - будет достаточно кода, чтобы предоставить потребителю подробную информацию о товаре. Еще одна яркая тенденция – поиск новых форм. Будут стираться границы между доставками, общепитом, онлайном, ритейлом. Поэтому, чтобы найти свою нишу на рынке, надо четко отслеживать изменения.

Производитель пластиковой упаковки не могла не затронуть тему экологичности. «Как только появится материал, который будет иметь стабильные характеристики в промышленном объеме, мы с радостью будем его использовать».

Выступление Екатерины Лучкиной было посвящено теме «Новые запросы потребителя. Как угодить». Согласно официальным прогнозам мировая экономика потеряет до 5, 5 трлн долларов, падение ВВП составит 6,1-9,1%, мировой торговли — более 30%. Спикер рассказала о спросе в период пандемии и перечислила реалии нового времени, с которым нам предстоит столкнуться. Среди них, например, повышенная тревожность людей, острая инфозависимость, активное развитие рынка DIY и еще 14 других трендов. Привела пример Китая, где после снятия ограничений в рабочие дни трафик восстановился почти полностью, в нерабочие он снизился в три раза, потому что люди сократили количество социальных контактов.

Спикер рассказала, каким будет новый стиль потребления и посоветовала, как подстроиться по новые тренды потребительского поведения. Например, использовать вторую либо самодезинфицирующуюся упаковку, продвигать новинки и активно поддерживать имидж компании в СМИ и социальных сетях.


Ирина Кирш, представитель научного сообщества, представила инновационные разработки, которые активно внедряются в производство. Тема ее выступления — «Первые Smart-упаковочные материалы: разработка биоразлагаемых полимерных композиций с антимикробными свойствами». Спикер рассказала о действующих лабораториях и об исследованиях, которые они проводят в области создания биоразлагаемых композитов. «Упаковка из биопластика помогает сохранять качество и увеличивать срок годности продуктов», — считает спикер. Она рассказала об уникальной методике, позволяющей высчитать прогнозируемый срок разложения материала. «Сложность в том, что в России практически полностью отсутствуют полимерные базы. А полимеры полного разложения (до CO2 и воды) можно закупить только в Китае. При этом спрос на это сырье очень большой».

Завершающие выступления вебинара были посвящены расширенной ответственности производителя (РОП). Первой на эту тему выступила Наталья Беляева. Она рассказала, что закон, принятый несколько лет назад, до сих пор не работает в полную силу. И производитель упаковки не попадает под регулируемую ответственность, пока упаковка не продается как самостоятельный товар. «При этом ответственность за рециклинг должна лежать на производителе упаковки», — говорит спикер. Любой производитель упаковки слушает заказчика, но стремление к созданию устойчивой упаковки, а также все производственные циклы, выпуск на рынок, а главное финальный фаза, когда упаковка становится отходом или будет переработана, находятся в зоне ответственности ее производителя. «Последний этап крайне важен, мы должны закладывать необходимость вернуть упаковку в производственный процесс».

Спикер озвучила вопросы, которые ставят перед нами новые условия нашей жизни. Кто является ответственным лицом и как привлечь его к ответственности? Как отрегулировать выпуск продукции из неперерабатываемых материалов? Как продолжать действовать в соответствии с принципами устойчивого развития, когда Роспотребнадзор рекомендует использовать двойные пакеты, продвигает тренд на одноразовость и рекомендует приостановить раздельный сбор?

Петр Базунов представил слушателям официальную позицию «Союза переработчиков пластмасс» на инициативы государства в области РОП. «В отраслях переработки регулирование происходит не внутри, а на стыке отраслей, и все задачи, которые должна решать упаковка, формулирует заказчик», — объясняет спикер. Поэтому, по его мнению, платить за применение трудноутилизируемых материалов должен тот, кто их заказывает.

Эксперт подчеркнул, что законодательство в области РОП недоработано, и непонятно, как именно оно должно работать. Основная проблема с отходами — это трудность их сепарации. Нужно научиться отделять хотя бы пищевые отходы. Тогда дальнейшее разделение будет проще. Спикер пригласил вступать в союз всех, кто хочет повлиять на доработку законодательства в области РОП.


Вебинар продлился более двух часов, на нем присутствовало 487 слушателей, среди них представители из таких компаний, как Danaflex, «Европласт», Henkel, «Лента», «Нео-Пак», Procter & Gamble, «Сибур», Unilever, X5 Retail. Участники вебинара активно задавали вопросы и комментировали выступления спикеров. Обсуждение продолжилось и после вебинара