Петр Шелищ: «Потребитель заплатил именно за то количество товара, которое указано в маркировке, если получил меньше, значит, его обманули»

Петр Шелищ: «Потребитель заплатил именно за то количество товара, которое указано в маркировке, если получил меньше, значит, его обманули»

На днях стали известны результаты проверки геометрических параметров алюминиевой фольги в рулонах, которую Союз потребителей Российской Федерации провел по инициативе Алюминиевой Ассоциации. Как выяснилось, заявленные производителями характеристики далеко не всегда соответствуют реальным размерам фольги, продаваемой в супермаркетах. О первом в российской практике исследовании и важности его выводов для простых потребителей рассказывает Петр Шелищ, председатель Союза потребителей Российской Федерации.

– Недавно Союз потребителей Российской Федерации провел проверку геометрических параметров алюминиевой фольги в рулонах из супермаркетов. Зачем проводятся такого рода исследования? В чем состоит их важность для рядовых потребителей?

– Российское законодательство наделяет общественные объединения потребителей правом проводить независимую экспертизу качества товаров и соответствия их потребительских свойств информации, заявленной изготовителями, а также осуществлять общественный контроль соблюдения прав потребителей и направлять в орган госнадзора сведения о выявленных нарушениях. Такая деятельность находится и в ведении региональных обществ защиты потребителей – членов нашего союза.

Союз потребителей также проводит сравнительные исследования потребительской ценности товаров на базе Центра независимой потребительской экспертизы (ЦНПЭ), созданного почти 30 лет назад, в это направление вписалась и проверка фольги.

У Ассоциации возникли сомнения, как оказалось впоследствии, весьма обоснованные. Они связаны с тем, что некоторые изготовители грешат «недовложением» фольги. Потребителю вряд ли придет в голову проверять длину и ширину рулона или фольги, для чего нужен специальный прибор. А между тем, потребитель заплатил именно за то количество товара, которое указано в маркировке, и если получил меньше, значит, его обманули. Разумеется, ввиду технологических особенностей производства этой продукции нормативной документацией (ГОСТ 32582-2013 «Фольга алюминиевая гладкая бытового назначения в рулонах для упаковки пищевых продуктов. Технические условия») предусмотрены допуска по отклонению от фактических параметров. Например, по длине +-5%, т.е., если на упаковке фольги указано 10 м, то она может быть от 9,5 до 10,5 м.

Если выходит за пределы допусков – это наказуемо в административном и даже в уголовном порядке. Поэтому предложение мы сочли интересным и с удовольствием провели такое исследование – первое в российской практике.

 – Как проводилась проверка, кто вошел в пул экспертов, в каких лабораториях и с помощью каких инструментов осуществлялось исследование?

– В исследовании, состоявшем из нескольких этапов, участвовали 33 наименования алюминиевой фольги бытового назначения по три образца каждого с различной заявленной толщиной и шириной не более 440 мм.

Для проведения оценки соответствия была осуществлена выборочная закупка алюминиевой фольги в торговых магазинах Москвы и Санкт-Петербурга. Необходимо отметить, что закупка и все процессы оформления велись в соответствии со стандартом, специально разработанным для целей потребительских испытаний – ГОСТ Р 58185-2018 «Закупка образцов для проведения потребительских испытаний продукции. Руководство по добросовестной практике». Затем обезличенные и зашифрованные образцы отправились в независимую аккредитованную испытательную лабораторию. Закупки образцов проводили сотрудники Центра независимой потребительской экспертизы (ЦНПЭ), имеющие большой опыт такой работы, а измерения осуществлялись в соответствии с межгосударственными стандартами на базе лаборатории ФБУ «Тест-С.-Петербург» – регионального центра Росстандарта.

По результатам исследования были направлены письма тем производителям, чьи образцы не соответствуют заявленным параметрам, а также сетевым ритейлерам, в Роспотребнадзор для принятия мер по предотвращению введения потребителей в заблуждение и недобросовестной конкуренции. Стоит отметить, что лишь 18 из 33 наименований алюминиевой фольги отвечают всем заявленным параметрам. Важно также обратить внимание, что в восьми случаях на упаковке не указывалась информация о толщине фольги. Очевидно, что толщина является показателем одного из основных потребительских свойств фольги – ее прочности. В конечном итоге это приводит к невозможности получения потребителями полной информации о приобретаемых ими товарах и не обеспечивает возможность их правильного выбора.

 – Проверка геометрических параметров алюминиевой фольги – первый опыт взаимодействия СПРФ и Алюминиевой Ассоциации. Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях от работы с Ассоциацией.

– Наше взаимодействие было осложнено коронавирусом, из-за которого был ограничен режим работы многих организаций. Однако мы преодолели все трудности и, надеюсь, заложили основу для долгосрочного сотрудничества в области защиты потребителей от обмана, а честных производителей – от недобросовестной конкуренции. Изделия алюминиевой отрасли не исчерпывается фольгой в рулонах, есть и другая массовая продукция для потребителей: кухонная посуда, колесные диски для автомобилей... Так что надеемся на продолжение.

 – Каковы основные направления деятельности Союза потребителей Российской Федерации?

– Основные направления нашей работы – представление и продвижение интересов российских потребителей перед федеральными органами власти и поддержка наших членов – региональных объединений потребителей. С деятельностью организации можно ознакомиться, зайдя на сайт СПРФ, где также размещены книги для потребителей о том, как защитить свои права и избежать их нарушения.

 – Союз занимается чрезвычайно важным общественно полезным делом. Значит ли это, что вашей деятельности всегда, и везде оказывают поддержку?

– Активная работа никогда и нигде не бывает беспроблемной. У нас хватает проблем и непонимания важности того, чем мы занимаемся. Однако мы существуем уже 30 лет и закрываться не собираемся, что говорит само за себя. Много ли вы знаете общественных организаций, тем более общероссийских, со столь длительной историей?

 – За кем обычно инициатива проведения исследования параметров того или иного продукта – за СПРФ, отдельным потребителем или сообществом потребителей, отраслевой ассоциацией, как, например, в случае с проверкой геометрических параметров алюминиевой фольги в рулонах?

– Обычно такие проекты становятся результатом нашего взаимодействия с отраслевыми ассоциациями, и тут уже неважно, кто первый сказал «есть проблема, давайте обсудим». Главное, что получилось в итоге. В данном случае мы результатами удовлетворены, надеемся, что и Ассоциация тоже.

 СПРАВКА

Союз потребителей Российской Федерации (CПPФ) был создан в декабре 1990 года. На сегодняшний день он объединяет более ста республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав потребителей. Основными целями СПРФ являются повышение уровня защищенности российских потребителей и развитие потребительского движения в России.

Каждодневная защита потребителей – консультации, составление претензий и исков, ведение дел в судах, независимая потребительская экспертиза безопасности и качества товаров и услуг, проверки соблюдения правил торговли и бытового обслуживания, потребительское просвещение и образование – ведется Союзом и входящими в него общественными объединениями на основе Закона PФ «O защите прав потребителей».

_____________________________________________________________________

Об Ассоциации:

Ассоциация «Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия» (Алюминиевая Ассоциация) создана при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ в декабре 2015 года. В Ассоциацию входят крупнейшие предприятия алюминиевой отрасли России.

Целью создания Ассоциации является стимулирование развития смежных алюмопотребляющих отраслей российской промышленности, в том числе авиа- и автомобилестроения, судостроения, вагоностроения, энергетического и нефтегазового секторов, строительства. Особое внимание предполагается уделить развитию монтажа облегченных большепролетных конструкций, фасадов, алюминиевых стеклопакетов и других строительных технологий.

 Пресс-секретарь Алюминиевой Ассоциации

Петр Лихолитов

+7 (985)7646548